вс, 28 апр.
17:40
+27 °С, ясно

Трансэкспрессивный нейропривод или космическая магия: как ставропольцы относятся к научной фантастике

2 января , 09:00ОбществоФото: ИА «Победа26»

2 января отмечается День научной фантастики. Жанр, основанный на научном допущении, привлекает к себе всё новых и новых читателей и зрителей каждый год. Дата выбрана не случайно — в этот день родился один из основоположников жанра Айзек Азимов. Об истории научной фантастики рассказывает корреспондент «Портала Пятигорска».

Истоки жанра

Как жанр произведений массовой культуры научная фантастика появилась в момент, когда автор сказал: «Наука не может остановить мысль». Если широко трактовать основную идею — научные допущения, то идеологом жанра можно посчитать Леонардо да Винчи. Прототипы вертолётов, самолётов, танков и других, абсолютно невозможных механизмов той эпохи, можно назвать работами в жанре научной фантастики.

Однако, появление термина «научная фантастика» можно отнести к периоду между 1984 и 1914 годами. Новым, неизвестным до тех пор термином назвали работы Герберта Уэллса и Жюля Верна. Их описывали как романтические истории, переплетающиеся с научными фактами и пророческим видением.

Фото: Нейросеть Kandinsky

Толчок к формированию жанра дал технологический прогресс. В конце XIX — начале XX веков появилось электричество, паровые машины, сервоприводы — абсолютно фантастические вещи для человека из прошлого. Изучая работу механизмов авторы произведений начали мечтать и додумывать, пытаться придумать миры, в которых технологический прогресс безоговорочно победил над невежеством. Представители начальной эпохи «мечтательной» научной фантастики — Герберт Уэллс, Жюль Верн, Айзек Азимов, Рэй Брэдбери, братья Стругацкие, Кир Булычёв.

Произведения жанра в настоящее время сверхпопулярны. К ним можно отнестить практически все кинокомиксы, произведения в жанре альтернативной истории и многое другое, ведь научная фантастика не ограничивается ни прошлым, ни настоящим. 

«Фантастика, особенно научная, всегда была одним из самых востребованных жанров. Наибольший интерес у наших читателей вызывают произведения о космических путешествиях, покорении других планет и победе человечества над старостью и смертью за счёт достижений прогресса. Вряд ли я смогу описать обобщённый портрет любителя фантастики, поскольку ей интересуются очень разные читатели: от школьников до пенсионеров»,

— рассказала библиотекарь Ставропольской центральной библиотечной системы Маргарита Ардашева.

Фото: Нейросеть Kandinsky

Популярность и изменение жанра

Как и любой жанр массовой культуры, научная фантастика подвергалась переосмыслениям, доработкам и изменениям концепции. В неё внедряли остро-социальные проблемы, философию, через неё транслировали идеи.

Серьёзным измением для жанра стала идея о том, что технологии могут нести не только пользу: на них можно зарабатывать, с их помощью можно узурпировать людей и иметь тотальный контроль над всеми сторонами жизни общества. Сформировался жанр киберпанка. Основным тезисом для жанра стала фраза «высокие технологии, низкий уровень жизни». Произведения этого жанра зачастую описывают попытки маргинальных, низших слоёв населения, найти своё место в изменившемся враждебном к ним мире. Представители нового течения — Филип К. Дик, Уильям Гибсон, Брюс Стерлинг.

Жанром заинтересовались и учёные — появилось ответвление твёрдой научной фантастики. В этих произведениях особый упор делался на реалистичных технологиях, не употребляя необъяснимую «космическую магию». Примеры — произведения Станислава Лема, Александра Беляева, Роберта Хайнлайна и Лю Цысиня.

Фото: Нейросеть Kandinsky

Научная фантастика имеет бесконечное количество поджанров, таких как хронофантастика (путешествия во времени, например — «Назад в будущее»), альтернативно-историческая (изменения в реальной истории приводят к другому развитию событий, например, «Человек в высоком замке»), апокалиптическая и постапокалиптическая (жизнь людей во время и после масшабных катастроф, например, «Безумный Макс»), космическая опера (истории о других планетах, мирах и космосе, например, «Звёздные войны»), а также множество жанров с окончанием -панк (биопанк, стимпанк, киберпанк, атомикпанк) — первое слово в названии определяет направленность жанра, например, в стимпанке человечество останавливается в развитии на уровне паровых машин.

Фото: Нейросеть Kandinsky

Фантастика на Ставрополье

Самым знаменитым автором жанра научной фантастики в Ставропольском крае является Василий Звягинцев. По мнению многих любителей жанра, Звягинцев — один из лучших российских писателей-фантастов. Работа всей его жизни — роман «Одиссей покидает Итаку», состоящий из 21 книги. Автор удостоен множества престижных литературных премий, в том числе и международной премии имени А. Р. Беляева «Еврокон».

Достаточно известным писателем-фантастом является и Игорь Пидоренко, работавший жанре иронической фантастики. Известными произведениями автора считаются рассказ «Мухобой», цикл «Сейвер» и роман «Подземелья зла». Автор участвовал во всесоюзном семинаре молодых писателей-фантастов, а также являлся членом Союза писателей России. 22 марта 2019 года Игорь Пидоренко получил премию губернатора Ставропольского края Владимира Владимирова в области литературы за книгу «Степные волки».

В библиотеке-филиале №11 в Ставрополе на протяжении 14 лет работает клуб любителей фантастики «Многогранник». Учитывая это, большая часть коллекции книг филиала является фантастикой и фэнтези. Клуб рассчитан на подростков от 14 до 20 лет, однако на его заседания приходят дети младше 14 лет и взрослые, интересующиеся тематикой.

В последние годы проводится онлайн-конкурс для жителей Ставрополья, желающих попробовать себя в жанре фантастики. Он носит имя ставропольского писателя-фантаста Игоря Берега (Пидоренко) и назван в честь его первого рассказа «Все вещи мира». В 2024 году этот конкурс состоится 9 января и будет проходить для двух возрастных групп: 14-18 лет и 19-35 лет. Лучшие работы опубликуют в социальных сетях Ставропольской центральной библиотечной системы.

Авторы:Андрей Никандров