Оцифровать здоровье: зачем больницам информатизация?

Оцифровать здоровье: зачем больницам информатизация?

Оцифровать здоровье: зачем больницам информатизация?
Оцифровать здоровье: зачем больницам информатизация? Фото: Оцифровать здоровье: зачем больницам информатизация?
Российскую медицину ждёт высокотехнологичное будущее. Автоматический сбор и хранение информации о каждом пациенте. Мгновенная пересылка документов из отделения в отделение, из больницы в больницу. Данные о вашем здоровье больше не потеряются и не исчезнут. Такой результат нам обеспечит реализация двух национальных проектов: «Здоровье» и «Цифровая экономика».
«А вашу карту мы потеряли!» 

Как медицина оказалась связана с информационными технологиями? «Цифра» может упростить и ускорить оказание услуг в здравоохранении, начиная от поликлиник, заканчивая высокотехнологичной помощью. Сегодня любой житель страны легко представит себе такую ситуацию: приходишь в поликлинику, а медкарты нет. Нет и всё. Куда делась — никто не знает. Анализы, назначения, результаты осмотра и схемы лечения — всё утеряно. Пациенту нужно начинать свою медицинскую историю с чистого листа, но ничего хорошего в этом нет.  

Если в поликлинике амбулаторную карту могут потерять случайно, то в специализированных медицинских учреждениях их по регламенту положено обновлять раз в три года. Так делают, например, в диспансерах, где наблюдаются пациенты с хроническими диагнозами, которые ходят к врачу минимум раз в месяц. Понятно, что если не изымать из картотеки старые данные, то скоро регистратура начнёт напоминать государственный архив. Но всё же врачу намного сложнее делать правильные выводы, если у него в руках данные за последние пару лет, а остальное он может узнать только со слов пациента.  

В Ставропольском крае постепенно внедряется практика ведения электронных карт, но доступ к ним есть только внутри учреждения. Если в больницу или поликлинику поступает пациент, который раньше наблюдался где-то в другом месте, врачам приходится ориентироваться на опрос, а не на документальные подтверждения данных о параметрах его здоровья. «Раньше эта проблема вас беспокоила?», — спрашивает врач. «Нет», — лукавит пациент из стеснения. Результат: доктор делает неверные выводы и назначает не самое эффективное лечение. О чём-то врач может не спросить, а сам человек — просто забыть. В итоге огромное количество времени тратится на повторное выяснение того, что уже должно быть известно. В век смартфонов и виртуальной реальности к медицине хочется предъявить гораздо более высокие требования.  

 

В поликлинике вас уже ждут 

Представим себе, как может выглядеть современная медицина, чтобы соответствовать темпам жизни обычного работающего человека. Начнём с записи через интернет, которую вы можете выполнить с любого гаджета. Данные о вас есть в базе данных, а значит — не нужно стоять у регистратуры. Доктор и медсестра знают о приходе пациента заранее. Никакой очереди, ведь каждый пациент приходит по графику. Врач видит результаты ваших анализов и исследований, количество прививок, назначения других специалистов едва ли не с самого вашего детства. Все его действия и рекомендации программа тоже сохранит на будущее.  

Польза от такого подхода очевидна. Во-первых, все экономят время: и медперсонал, и пациенты. Во-вторых, сокращается вероятность ошибочного назначения. В-третьих, для руководства больницы это тоже удобно, поскольку упрощает управленческую работу и делает все отчёты прозрачными.  

Информационная система будет видеть и фиксировать все данные о работе медучреждения: от наличия лекарств на складе, до статистики назначений тех или иных исследований, количестве наблюдаемых пациентов с гипертонией, например, и динамике их состояния. Федеральная программа «Создание единого цифрового контура в здравоохранении на основе единой государственной информационной системы здравоохранения» нацпроекта «Здравоохранение» направлена на достижение такого результата. В другом нацпроекте — «Цифровая экономика» описано, что информационные системы для нужд медучреждений должны быть разработаны отечественными программистами, отвечать требованиям качества и безопасности и быть способными интегрироваться в единую сеть. 

 

Каждая пробирка под контролем 

Российская медицина не сможет «перешагнуть» в новое цифровое будущее в одночасье. Но первые перемены уже происходят. Больницы, поликлиники и клинические диспансеры постепенно внедряют одобренное Минздравом РФ программное обеспечение. Одна из уже опробованных технологий называется «лабораторная информационная система» или ЛИС. Она представляет собой программный комплекс, который ведёт учёт пациентов, которых направил на анализы врач из учреждения или сторонний специалист. Система учитывает всё: вид анализов, их количество, время забора. Она может напечатать штрих-код для маркировки пробирок и отследить движение проб по лаборатории. При необходимости программа сообщает информацию о загруженности процедурного кабинета, количестве проб, которые взял каждый его сотрудник, выполняет контроль качества исследований. В некоторых лабораториях используют ручные методы исследования, другие пользуются автоматическими анализаторами. ЛИС подстраивается под оба метода. Либо предлагает удобную форму для внесения данных вручную, либо экспортирует данные с лабораторного оборудования.  

Эта система повышает производительность труда медперсонала, позволяет легко отслеживать статистику, интегрируется с электронной очередью, может даже отправить результаты анализов по электронной почте или сообщить пациенту через SMS, что они готовы.  

Лабораторные информационные системы — первичное звено информатизации здравоохранения. Они могут становиться частью медицинских информационных систем одного медучреждения или целого больничного комплекса. В будущем вся отрасль здравоохранения должна располагать единой электронной базой данных, которая повысит качество управления больницами, поликлиниками, амбулаториями и лабораториями, а также даст врачам возможность не полагаться больше на устные пересказы, а использовать в работе все накопленные данные о пациенте.  

Комментарии (0)

    Афиша