вт, 10 дек.
20:27
+7 °С, дождь

Учиться говорить с детьми: что обсуждали эксперты на детском кинофестивале в Ессентуках

13 июля , 17:10КультураФото: Светлана Школина / ИА «Победа26»

12 июля в Ессентуках деятели киноиндустрии обсудили проблемы и перспективы отечественного семейного кинематографа. Организовал встречу президент II детского кинофестиваля «Хрустальный ИсточникЪ» Эвклид Кюрдзидис. В дискуссии участвовали кинорежиссёры и продюсеры из Москвы и регионов, знаменитые журналисты и актёры. О том, как прошёл круглый стол — читайте в материале «Портала Ессентуков».

Римейки и сценарный голод

Модератором встречи стала журналистка и телеведущая Нармин Ширалиева. В круглом столе принимали участие актёр, режиссёр, лауреат Премии президента РФ за вклад в развитие отечественного детского кино Алексей Галибин, член совета Фонда поддержки регионального кинематографа Союза кинематографистов России Дмитрий Якунин, режиссёр, сценарист, педагог ВГИК Владимир Котт, режиссёр и продюсер, директор «Санкт-Петербургской студии документальных фильмов» Алексей Тельнов, журналистка ведущая авторской программы «Итоги недели» Ирада Зейналова, журналистка и телеведущая, худрук советской и российской детской телепередачи «АБВГДейка» Татьяна Черняева и актёр сериала «Кухня» Марк Богатырёв.

Нармин Ширалиева озвучила девиз встречи — «искренность и неформальность». Действительно, спикеры открыто говорили о собственном опыте в развитии детского кинематографа в России, его сложностях и проблемах. Много было сказано о сценарном кризисе, из-за которого современные российские семейные фильмы — это, в основном, ремейки советских фильмов-сказок или современные киноадаптации любимых мультфильмов. Собравшиеся подискутировали на тему государственного финансирования индустрии и о том, что съёмочный процесс детских фильмов в России давно уже вышел за рамки Москвы и Санкт-Петербурга.

Спикеры круглого стола
Фото: Елизавета Боброва / ИА «Победа26»

Режиссёр и продюсер Алексей Титов снимает детский фильм, римейк сказки «Волшебная лампа Алладина». Он обратился за помощью в Министерство культуры РФ и получил 60 млн рублей, тогда как стоимость фильма составляет 450 млн рублей. Чтобы добрать необходимые средства, он обращался в фонды, которые получают средства от частных инвесторов.

Другой спикер, сценарист и педагог ВГИК Владимир Котт, высказался о вторичности современных детских кинокартин, которая выражается в потоке ремейков советской классики и отсутствии оригинальных идей.

«Сейчас в попытках сделать копии сказок возникает перебор. Взрослые экранизируют то, что сами смотрели в детстве. Но время изменилось, и сейчас наиболее успешен продюсер Сергей Сельянов со своими мультиками про трёх богатырей. Там юмор жёстче и откровенней. Я не против ремейков, я против подхода к их съёмке. Хочется, чтобы дети приводили в кино своих родителей, а не родители детей. Тот же ремейк «Летучего корабля» со знаменитыми песнями — это взрослым интересно, в первую очередь»,

— высказался продюсер.

Среди гостей был актёр Марк Богатырёв
Фото: Елизавета Боброва / ИА «Победа26»

Член совета Фонда поддержки регионального кинематографа Союза кинематографистов России Дмитрий Якунин напомнил собравшимся, что в последнее время самые коммерчески успешные фильмы в России — именно семейные. Он также отметил, что интерес к съёмочному процессу проявляют и жители российской глубинки — в качестве примера он привёл нашумевший детский фильм, снятый в Карачаево-Черкесии — «Испытание аулом» и рассказал собравшимся о Викторе Козленко — пятигорчанине, снимающем на КМВ детский фантастический музыкальный фильм «Армариус: тайна Красной планеты» (6+). Присутствующие сошлись во мнении, что кинопроизводство в регионах имеет огромный потенциал.

Слова продюсера подтвердила Мария Чотчаева, директор «Ессентукского педагогического института». Она отметила важность таких картин, как «Испытание аулом», где есть положительный персонаж, и это не фантастический супергерой или волшебник, а дедушка главного героя, который становится для внука-блогера проводником в сложный, но такой захватывающий реальный мир.

«За последнее время это, наверное, одна из самых успешных попыток разговора с современным поколением. И абсолютно беспроигрышная тема — обращение к истокам. Создатели картины нашли то, что зацепило детей»,

— похвалила картину педагог.

Кадр из фильма «Испытание аулом»
Фото: Предоставлено компанией 2artmedia

В свою очередь, продюсер Наталья Мокрицкая напомнила собравшимся, что детское кино — это всегда большой финансовый риск, на который не хотят идти киноделы. Она отметила, что не всегда семейные фильмы бывают коммерчески успешными, а вот затрат требуют не меньших, чем произведения других жанров.

«Я один раз делала детское кино — «Страна хороших деточек» в 2013 году — и больше в эту отрасль кинематографа не пойду. Я собрала огромный бюджет, это был тяжелейший труд. Фильм вышел и собрал в прокате 6 млн рублей, а стоил — 200 млн рублей. После этого я решила, что не буду заниматься детским кино»,

— поделилась Мокрицкая.

Она также добавила, что на сегодня самый популярный у подростков сериал — драма «Слово пацана» (18+).

«В советское время детским кино занимались лучше, и мы все это знаем. Мы до сих пор пользуемся их наследием, показываем детям эти фильмы. Лучшие люди не приходят в индустрию, потому что бюджеты маленькие, а сказки огромные. Сейчас самый популярный у подростковой аудитории сериал «Слово пацана». Подростки говорят фразами персонажей этого сериала. А вот фразами из современных семейных фильмов они не говорят. Хотя сериал этот совсем не детский, но дети смотрят»,

— сказала продюсер.

Диалог в искусстве

Наталью Мокрицкую поддержал актёр и режиссёр, член общественного совета при Минкульте РФ Александр Галибин. Он подчеркнул, что современные детские кинокартины, зачастую, наполнены массой ярких спецэффектов, но в них немного смысла и нравственного наполнения.

«Сегодня детское кино — это блокбастер. Ребёнок выходит из кинозала и ничего в духовном плане не выносит, кроме определённых фраз и адреналина. Мы потеряли диалог с юным зрителем. Я никогда не поверю, что для успешного детского фильма нужно в него вводить блогеров и соцсети. Нужно учиться с детьми разговаривать, нужно уметь достучаться до их сердец»,

— сказал он.

Продюсер Наталья Мокрицкая
Фото: Елизавета Боброва / ИА «Победа26»

Тележурналистка Ирада Зейналова подсветила проблемы детского кинематографа России с точки зрения журналистики.

«В искусстве должен быть диалог. Моя профессия — задавать вопросы. В чём был феномен «Чебурашки»? В деньгах и раскрутке? Нет, он понравился зрителю! Ради чего мы это делаем? Чему мы хотим научить детей? Мы обсуждаем с продюсером деньги, но мы не обсуждаем, кого мы хотим вырастить на этом кино. Отвечая на этот вопрос, мы поймём, сможем ли мы найти на это деньги. Снимите то, что вы хотите, то, от чего у вас душа болит. Это и есть настоящий патриотизм»,

— заявила телеведущая.

Ирада Зейналова эмоционально вступила в полемику
Фото: Елизавета Боброва / ИА «Победа26»

Ирада напомнила, что в Голливуде, где вся киноиндустрия заточена главным образом на сверхприбыль, а госфинансирование минимально, снимают коммерчески выгодные и одновременно качественные семейные фильмы.

«Мы должны учить детей дружить, любить, быть верными, уважать родителей, приходить на помощь, быть бескорыстными. В чём проблема сделать прибыльный фильм с таким посылом? Получается, у нас нет своих идей, поэтому — сплошные ремейки»,

— резюмировала Зейналова.

В конце заседания организатор фестиваля Эвклид Кюрдзидис предложил составить, подписать и направить президенту Владимиру Путину обращение, в котором будут идеи для улучшения качества семейного кинематографа.

Гостьей круглого стола стала знаменитая советская телеведущая, худрук программы «АБВГДейка» Татьяна Черняева
Фото: Елизавета Боброва / ИА «Победа26»

Напомним, фестиваль «Хрустальный источникЪ» провели в Ессентуках впервые после пандемии коронавируса. На него приехали артисты, режиссёры и почётные гости из России и зарубежья. 13 июля фестиваль завершится показом девяти работ, которые сняли юные участники творческих мастерских.

Авторы:Елизавета Боброва