Всемирный День учителя не просто праздник, но и повод отметить заслуги педагогов, вспомнить своего первого преподавателя, школьные дни. В этот день проходит немало мероприятий, посвящённых этой дате, а главная их цель — рассказать о роли учителей в жизни человека и показать их вклад в развитие общества.
Лариса Кащенко — учитель математики и информатики в лицее №6 в Ессентуках. А ещё она классный руководитель и советник директора по воспитанию. У неё огромный опыт за плечами и десятки талантливых выпускников, ведь в школе она работает на протяжении 33 лет. Говорит, что работа с детьми доставляет ей удовольствие. На День учителя вместе с ней поближе познакомимся с современной школой и тем, как живут преподаватели.
Лариса Витальевна, расскажите, как появилось желание стать учителем, что на это повлияло больше всего?
Выбор профессии у меня случился ещё в детстве. Моя мама по образованию учитель, работала учителем физики и воспитателем в детском саду. Бабушка и ее тётя, которая мне доводилась уже прабабушкой, были учителями истории и обществознания. Возможно, это повлияло на выбор. В детстве мне было интересно представлять, как бы я поступила в той или иной ситуации. И чаще всего это были ситуации и случаи, связанные с обучением.
Каким, по-вашему, должен быть настоящий учитель? Какие его главные качества, которые помогают в работе?
Учитель должен быть «неугомонным», интересоваться не только своим предметом и развитием профессиональных навыков, но и иметь широкий кругозор, быть интересным собеседником, увлечённым каким-либо хобби. Главные качества? Учитель профи должен быть и человеком быть обязан!
Как вы считаете, учитель — это всё-таки профессия или призвание?
Это неравнодушие к тем, за кого отвечаешь, а не только обучаешь.
В каких конкурсах за время своей работы успели поучаствовать? Что они вам дают?
За всё время конкурсов было много и профессиональных, и творческих. Среди них — конкурс стихотворений, изданный сборником «Вселенная Учитель». Победы и призёрство в муниципальных и зональных конкурсах профессионального мастерства «Учитель года» и «Воспитать человека». Самые значимые — это победа во Всероссийском конкурсе на присуждение премий лучшим учителям за достижения в педагогической деятельности, победа во Всероссийском конкурсе «Флагманы образования. Школа», победа в программе «Наставничество», проводимой платформой «Россия — страна возможностей» и Мастерской управления «Сенеж».
Такие мероприятия дают возможность посмотреть на свои профессиональные качества и умения с другой стороны, заставляют выйти из зоны комфорта, улучшают надпрофессиональные навыки, развивают креативность, коммуникативность. Важно, что пример успешного педагога всегда радует детей и показывает, что всё возможно, если пробовать и делать.
Какие возникают сложности в работе с детьми?
Дети видят искренние отношение и заинтересованность в их развитии даже лучше, чем взрослые. Трудности есть в любой профессии, в любой работе.
Поддерживаете ли обратную связь со своими выпускниками?
Выпускники — это отдельная «песня». У моих первых учеников я уже выпустила их детей, которые учатся в ВУЗах. Первое сентября сейчас не только День знаний, но и день встречи выпускников, которые приходят на линейку со своими детьми. Добрые отношения сохраняются не только с детьми, которые уже давно выросли, но и с их родителями. Даже старые группы просят не удалять.
Бывают ли моменты, когда наступает профессиональное «выгорание»? Как с ним справляетесь?
Да, наверное, существует опасность профессионального «выгорания» из-за большой нагрузки, интенсивности, необходимости и готовности всегда приходить на помощь и быть в курсе классных дел. Но новые проекты и желание всё время осваивать что-то новое не оставляют времени на хандру. А ещё помогают хобби и путешествия, общение с коллегами из разных регионов, с которыми подружились на конкурсах и форумах. Очень важна поддержка семьи. А когда в семье сегодня уже пять поколений педагогов…
В России 2023 год объявлен Годом наставника и педагога. Насколько сегодня важно говорить о труде учителя?
Важно говорить о человеке и профессиях всегда. Уважения достойна любая работа. Но педагоги — это те люди, которые учат будущие поколения и формируют будущее общества сегодня, каждый день, каждый урок.
Должен ли учитель воспитывать?
Родителям говорят: «Не воспитывайте ребёнка, он всё равно будет похож на вас. Воспитывайте себя!» Учитель тоже воспитывает своим примером. Самая большая награда — это не победа в конкурсе. Самое дорогое — искренние взгляды учеников, выпускники, приходящие в гости и приводящие своих детей, это победы и успехи воспитанников.
Вы также являетесь советником директора по воспитанию. Это довольно новая должность в современной школе. Чем такой человек занимается?
Советник по воспитанию — это наставник, ментор, который открывает возможности развития, социализации не через назидания, а привлекая к различным активностям на основе интересов детей. Сейчас очень много возможностей для самосовершенствования в любой области: спорт, творчество, киберспорт, образование, социальные и грантовые проекты.
Как готовите ребят к ЕГЭ? Ведь для многих подготовка к экзамену становится очень важной.
Учу учиться и добывать знания. Нельзя дать готовый ответ на все вопросы, но можно научить искать решения, трудиться, бороться, идти к поставленной цели.
Ранее сообщалось, что губернатор Ставропольского края Владимир Владимиров рассказал, когда закончится ремонт в школах региона. Каждая из них находится у него на личном контроле. Также он добавил, что в 2024 году планируют отремонтировать 24 школы.