Чтобы попасть на фестиваль, нужно было пройти три этапа: поделиться своим портфолио с информацией об участии в других мероприятиях, наградах, стипендиях, написать эссе и опубликовать видеовизитку в соцсети. Таких заявок было более 310 тысяч из 188 стран мира.
У меня за плечами уже были форумы по международным отношениям, научные работы по спортивной дипломатии. Эссе посвятил многонациональному единству в России. В видеовизитке рассказал о гуманитарном потенциале спорта — о том, как ребята из Израиля и Палестины играют вместе в футбол.
Делегатов отбирали по регионам — у каждого субъекта была своя квота. Например, Ставропольский край направил 135 участников, Кабардино-Балкария — 64, Москва — 700. Всего ставропольцы подали 7 тыс. заявок. Отобрали лишь одного из 52.
Мне повезло: за месяц до фестиваля пришёл положительный ответ. Из Ставрополя до Сочи организовали трансфер — добирались на автобусе.
Уже в «Сириусе» сдали ПЦР-тест на коронавирус и получили фирменную экипировку. Каждому достались свитшот, дождевик, футболка, резиновые «дождевики» для обуви, шапка-ушанка, значок, стикеры, брелок и плюшевый Чебурашка, а нашей делегации — ещё жилет и рюкзак с вышивкой «Молодёжь Ставрополья».
Российские и иностранные делегаты жили на территории одного комплекса, поэтому часто пересекались. Однажды мы встретили сирийцев, которые не могли найти столовую. Мы проводили их, вместе пообедали, а потом целый час общались — рассказывали об особенностях наших стран, делились смешными историями и делали фотографии на память.
Каждый участник мог попасть либо на открытие, либо на закрытие фестиваля. Билеты распределяли автоматически. Также нужно было выбрать в личном кабинете мероприятия, которые хотелось посетить. Меня привлекли лекции по международным отношениях и политике, спортивные соревнования и праздничные концерты.
На большинство событий нужно было записываться заранее, но даже это не всегда гарантировало место в аудитории. Желающих послушать известных спикеров было очень много.
Например, на третий день фестиваля я был на лекции, посвящённой возможностям нейросети и фейках. Её провели главред RT Маргарита Симоньян, публицист Дмитрий Пучков, пранкеры Вован и Лексус и другие эксперты. Потом узнал об особенностях работы дежурного специалиста на железнодорожной станции РЖД, а вечером сходил на ледовое шоу фигуриста Ильи Авербуха с олимпийскими призёрами Евгенией Медведевой и Романом Костомаровым. Так примерно и проходили все дни фестиваля.
За восемь дней в «Сириусе» прошло более 800 событий. Я был на мастер-классах и выставках, участвовал в зачётном заезде за рулём виртуального болида, посещал концерты Леонида Агутина, The Hatters, L’One и других артистов.
Больше всего на фестивале меня поразило количество приглашённых спикеров самого высокого уровня. Там выступали политики, деятели культуры, спортсмены, блогеры и эксперты, имена которых почти у всех на слуху. Я был на лекциях пресс-секретаря президента России Дмитрия Пескова, пресс-секретаря МИД РФ Марии Захаровой, доктора биологических и лингвистических наук, нейробиолога Татьяны Черниговской, итальянской актрисы Орнеллы Мути, телеведущего Юрия Вяземского, директора Информационного центра ООН в Москве Владимира Кузнецова и других. Приехал даже президент России Владимир Путин — он выступал на церемонии закрытия.
Понравилось мне и дружелюбие волонтёров и иностранцев, и уютный номер, и общая атмосфера праздника. Делегаты из других стран часто пытались говорить с участниками из России на русском языке.
Такое крупное событие не могло пройти идеально. Во-первых, расписание было составлено так, что иногда приходилось отказываться от обеда, чтобы успеть на интересное мероприятие. Во-вторых, даже предварительная запись не давала гарантии, что удастся попасть на встречу с известным спикером. Нередко на регистрацию даже не смотрели, пропуская людей в залы в порядке очереди. Нас с друзьями чуть не отправили восвояси с церемонии закрытия. У нас были билеты, мы отстояли трёхчасовую очередь, из-за которой опоздали на 20 минут. Но только мы попали в зал, волонтёры объявили, что свободных мест не осталось. Кому-то удалось найти кресло, другим пришлось стоять.
Тем не менее, такие недочёты не испортили впечатления о фестивале. Благодаря ему мне удалось завести новые знакомства, окончательно с определиться с кругом научных интересов и привезти домой сувениры из разных стран и регионов. Организаторы объявили, что в будущем планируют чаще проводить мероприятия подобного рода. Буду ли я подавать заявку? Однозначно да. И всем ставропольцам советую.