Столб нулевого километра на входе в Курортный парк увенчан фигурой Купидона, а у основания изображены два металлических сердца. Они символизируют разные аспекты любви — к возлюбленному, близким, себе, искусству и Родине.
Скульптура «Орёл» создана в 1901 году. Похожие изваяния есть и в других городах КМВ — Пятигорске, Железноводске и Кисловодске.
«Этот символ Кавказских Минеральных Вод связан с легендой о горном орле, которого ужалила змея. Счастливая случайность привела орла к источнику минеральной воды, где он исцелился, вознёсся в небо и разорвал змею, которая укусила его»,
— рассказала гид по городам КМВ Сафонова Валерия.
На заре советской эпохи скульптуры орлов считались символом царской власти, поэтому их уничтожали. Нынешние изваяния воссозданы по фото и рисункам.
Скульптура метафорически изображает борьбу с болезнями — в некоторых культурах оленей считали способными изгонять и поедать змей, с которыми чаще всего ассоциировали заболевания.
Согласно поверьям, на оленей не действует змеиный яд, и они могут защитить от него людей. В мифах они также часто помогали герою найти путь к цели, связывая мир людей и мир богов.
Гиды рассказывают, что эта скульптура изображает местного жителя, который открыл лечебные источники. Однако одежда и обувь на мужичке не похожи ни на казачью, ни на кабардинскую, так что никакой исторической достоверности в изваянии нет.
Скульптуру несколько раз переносили, в годы гитлеровской оккупации она исчезла, а сейчас стоит недалеко от Цандеровского института.
Эта скульптура находится на площади перед Курортным парком. Считается, что она символизирует душу человека, зажатую в теле, как жемчужина в раковине. А ещё это один из первых минералов, из которого стали делать ювелирные украшения.
«В Древней Греции жемчуг считали каплями воды, которые застыли, оказавшись на теле и волосах богини Афродиты. Сама она, согласно одному из прочтений легенды, родилась в морской раковине»,
— объясняет Валерия.
Скульптуры изображают греческого бога врачевания Асклепия (Эскулапа) и его дочь Гигею. В отличие от своей сестры Панакеи, пытавшейся найти лекарство от всех болезней, скромная Гигея стремилась передать людям знание Законов Жизни, которые сохранят здоровье. Сегодня мы называем эти законы гигиеной.
Скульптурами львов можно полюбоваться у знаменитой грязелечебницы имени Семашко. Согласно античной легенде, львы-стражи по ночам кладут лапу на шар, чтобы не заснуть. В этой композиции хищники удерживают змей, что символизирует, опять-таки, победу медицины над болезнями.
Кстати, рядом с этой скульптурой в фильме «12 стульев» Леонида Гайдая просил милостыню Киса Воробьянинов.
Скульптура установлена на Воронцовской аллее Курортного парка, недалеко от бювета №3. Она изображает сыновей Афродиты — бога любви Эроса и бога страсти Антероса. Изваяние можно считать символом борьбы этих чувств в каждом человеке.
Самая высокая в России статуя Христа украшает Петропавловский комплекс. Её высота составляет 22 метра. Создана она скульпторами Виктором и Юрием Жоглиными по эскизам Александра Крейдина из мраморной крошки. Установили монумент на пожертвования местного жителя Павла Алексова при поддержке православной церкви.
Скульптура находится в парке одного из санаториев. Она изображает высочайшую гору Европы — Эльбрус с характерными двумя вершинами. Между ними восходит солнце, на фоне которого проступают лица юноши и девушки — Бештау и Машуко.
«По легенде, до появления Кавказских гор здесь жили великаны-нарты. Правил ими князь Эльбрус. Княжеский сын Бештау полюбил прекрасную Машуко и хотел жениться на ней. Но и старый князь влюбился в красавицу. Он вызвал сына на смертельный поединок и победил. Машуко не смирилась с гибелью любимого и свела счёты с жизнью»,
— объясняет гид.
Наяды фигурируют в древнегреческих мифах как дочери Зевса и покровительницы рек, озёр и водоёмов. Людям они приносили изобилие, здоровье и благополучные браки. Отдыхающая на лужайке в парке Ессентуков нимфа призвана охранять здоровье отдыхающих.
Ещё одна необычная композиция в парке изображает бабочку на ладони. Она ассоциируется с трансформацией, ведь появляется в результате метаморфозы из неприятной гусеницы. Также во многих культурах бабочка символизирует душу, её очищение и воскрешение.
В древнееврейской культуре арфу связывают с царём Давидом. Она символизирует духовную мудрость и десять заповедей. Для многих народов Европы этот музыкальный инструмент ассоциировался с духовностью и цикличностью процессов в мире.
Этот парковый фонтан наполнен символизмом. Вода считается источником жизни и духовной силы, а рука может обозначать человеческие возможности к созиданию. Так, с одной стороны, человек очищается и оздоравливается под водным потоком, а с другой — привносит жизнь и исцеление туда, где оказывается.